Экскурсии по Чуйскому тракту
История и протяженность Чуйского тракта
Горный Алтай - это прелестное место, которое привлекает туристов своей красотой и богатой историей. На западе находится высочайшая вершина Алтайских гор - Белуха, а на востоке расположено Телецкое озеро, одно из великих озёр Сибири. Между ними протягивается Чуйский тракт, одна из красивейших дорог мира, согласно версии National Geographic. Дорога включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря своему культурному и историческому значению.

Чуйский тракт имеет длинную и интересную историю. В давние времена он был вьючной горной тропой, которая соединяла верховья Оби с Монголией и Китаем. Со временем она была благоустроена и превратилась в полноценную дорогу для повозок, а затем - в асфальтированное шоссе.

Современный Чуйский тракт - это федеральная автомобильная дорога Р-256. Официально начинается в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией, село Ташанта. После равнин в Бийске высота 172 метра над уровнем моря и постепенно взбирается выше, иногда убегая от русла реки и карабкаясь через горные перевалы. Общая продолжительность - 963 тыс.км. Исторический Чуйский тракт короче современного на три с половиной сотни километров.

Чуйский тракт имеет важное значение в истории торговли между Россией и Китаем. В давние времена буддийские ламы и ойратские паломники использовали тропу для поездок к священному дереву, которое росло у подножия Белухи. Вскоре к бизнесу подключились бийские купцы, и торговля стала процветать. Однако местные жители, которые не имели коммерческой жилки, начали разоряться.

Современная дорога Чуйского тракта была благоустроена к началу XX века и сейчас занимает всего шесть-семь часов. На пути расположены два горных перевала - Семинский и Чике-Таман, а также Каракольская долина, скрытый от посторонних глаз мир, состоящий из трёх деревень и окружённый со всех сторон горными хребтами. Считается, что настоящий Горный Алтай начинается после Чике-Тамана.
Данная магистраль обладает долгой и порой печальной историей. Некоторые историки утверждают, что Чуйский тракт является частью северного ответвления Великого Шелкового пути. Первые упоминания о данном тракте в российских источниках относятся ко второй половине XVIII века. На его месте долгое время находся так называемый Мунгальский тракт.

Развитие маршрута в юго-восточную Азию началось после 1756 года, когда алтайские племена, такие как телеуты, теленгиты и алтай-кижи, добровольно вошли в состав Российской империи. Русские купцы устанавливали торговые связи с монгольскими стойбищами через теленгитов, но сами в Монголию не отправлялись. В то время Алтай и Монголия соединялись лишь узкой вьючной тропой, что затрудняло передвижение.

Освоение региона продолжалось до 1824 года, когда первые русские поселенцы из Бийска начали строить село Улала. К ним вскоре присоединились купцы, что способствовало развитию торговли. Однако самостоятельно построить дорогу они не смогли из-за высоких затрат, ограничившись лишь небольшими улучшениями: расширением тропы и установкой защитных ограждений. Вдоль дороги были созданы пункты перевалки, такие как Шебалино, Топучее, Онгудай и Кош-Агач. Строительные работы начались лишь в 1901 году.
Данная магистраль обладает долгой и порой печальной историей. Некоторые историки утверждают, что Чуйский тракт является частью северного ответвления Великого Шелкового пути. Первые упоминания о данном тракте в российских источниках относятся ко второй половине XVIII века. На его месте долгое время находся так называемый Мунгальский тракт.

Развитие маршрута в юго-восточную Азию началось после 1756 года, когда алтайские племена, такие как телеуты, теленгиты и алтай-кижи, добровольно вошли в состав Российской империи. Русские купцы устанавливали торговые связи с монгольскими стойбищами через теленгитов, но сами в Монголию не отправлялись. В то время Алтай и Монголия соединялись лишь узкой вьючной тропой, что затрудняло передвижение.

Освоение региона продолжалось до 1824 года, когда первые русские поселенцы из Бийска начали строить село Улала. К ним вскоре присоединились купцы, что способствовало развитию торговли. Однако самостоятельно построить дорогу они не смогли из-за высоких затрат, ограничившись лишь небольшими улучшениями: расширением тропы и установкой защитных ограждений.

Вдоль дороги были созданы пункты перевалки, такие как Шебалино, Топучее, Онгудай и Кош-Агач. Строительные работы начались лишь в 1901 году.
В течение двух лет была завершена дорога между Онгудаем и Кош-Агачем, а также организовано несколько паромных переправ. Однако выделенных средств оказалось недостаточно, и строителям пришлось искать способы удешевления работ. К 1914 году участок дороги значительно пострадал от разрушений.

В том же году Министерство путей сообщения отправило экспедицию на Алтай под руководством В. Я. Шишкова. Участники изучили регион и составили подробную карту, на которой были отражены рельеф и высоты перевалов. Однако из-за начала I мировой войны работы экспедиции приостановились, а революционные события и Гражданская война полностью остановили исследования.

В 1922 году советское государство начало строительные работы. В окрестностях Кош-Агача был возведен мост через реку Чуя и организовано паромное сообщение на реке Катунь, что улучшило торговлю с Монголией. С 1929 года для строительства тракта привлекали заключенных, а местные жители работали с собственными инструментами. В 1934 году был построен понтонный мост через реку Бия, что обеспечило выход Чуйского тракта к железнодорожной сети.

1 января 1935 года была введена в эксплуатацию дорога протяженностью 626 километров, соединяющая Бийск и Ташанту. Этот проект стал возможен благодаря усилиям людей, трудившихся в сложных климатических и бытовых условиях. Строительные работы выполнялись вручную с простыми инструментами — кирками, лопатами и тачками. Заключенные, привлеченные к строительству, жили в охраняемых лагерях с численностью от 300 до 400 человек, окруженных забором и охранными вышками. Внутри находились бараки с нарами и печами, а питание для них было крайне скромным.
Заключенные вырубали лес вдоль трассы и очищали дороги от снегов зимой.

В. М. Шукшин вспоминал, как с друзьями приносил продукты заключенным и спрашивал их о своем отце, арестованном во время облавы на «врагов народа» в алтайских селах, не зная о его расстреле.

В 1938 году начали реконструкцию дороги, включая выпрямление и расширение участков. В 1956-1957 годах построили железобетонные мосты через реки Катунь, Бию и Ишу. В 1970 году стартовало строительство моста на реке Иня и металлического моста через Чую. Участок дороги через перевал Чике-Таман завершили в 1984 году.
В 1990-х годах завершилось строительство объездной дороги, которая обеспечивает связь с Чуйским трактом и позволяет автомобилям миновать город Бийск.

К 2011 году на территории Горного Алтая был произведён ремонт и расширение этого тракта до четырёх полос, при этом добавлены пешеходные переходы и освещение, а также построены современные развязки.

В настоящее время продолжаются работы по улучшению Чуйского тракта в рамках программы обновления дорожной инфраструктуры, запланированной до 2030 года. В июле 2019 года был реконструирован участок дороги, который стал первым, имеющим двухуровневую развязку и обеспечивающим выезд из Горно-Алтайска в сторону аэропорта.
Основные достопримечательности Чуйского тракта
Это место предлагает множество интересных фактов и мест, которые стоит посетить. Служит проводником в мир дикой природы, где на каждом километре открываются захватывающие дух виды на высокие горы, чистые реки, озера и степи.

Путешествие по этому маршруту — это не просто поездка, а погружение в атмосферу нетронутой природы, что делает Чуйский тракт одним из самых узнаваемых и любимых среди туристов мест в России.
Самые известные достопримечательности по пути следования по Чуйскому тракту:

Музей Чуйского тракта в Бийске
Это единственный в России музей, который полностью посвящён дороге. Здесь посетители могут ознакомиться с историей строительства тракта, а также узнать о природе и интересных достопримечательностях, расположенных вдоль него. Расположен в здании бывшей усадьбы купца Варвинского, год посторойки 1911.

Гора Бабырган
Первая значительная вершина 1009 метров, после Бийска. Гора часто посещается туристами в силу ее доступности к восхождению с любой стороны. Является самой северной вершиной Семинского хребта на границе степной и горной зон. По легенде гора Бабырган — это окаменевший богатырь, которого старик Алтай отправил в погоню за своей дочерью Катунью. Однако ловкая девушка превратилась в реку, а богатырь, не сумев её догнать, навсегда застыл недалеко от её берегов. Говорят, что при определённом освещении в очертаниях горы можно разглядеть силуэт этого окаменевшего воина, словно он до сих пор наблюдает за Катунью.

Село Сростки
Это место — родина известного русского писателя и кинорежиссёра Василия Шукшина. На горе Пикет установлен памятник в его честь, а в селе располагается мемориальный музей, посвящённый его жизни и творчеству. Помимо Шукшина, прославившего это село, так же знамениты сростинские пирожки, которые до сих пор можно приборести, прогуливаясь по Сросткам.

Гора Чертов Палец
По легенде, местный Чёртов Палец — это результат битвы между богатырём Куюмом и злодеем Чёрто. Они сражались всю ночь, и на рассвете конь богатыря втаптал врага в землю, оставив только палец, торчащий из земли. Сюда приходят, чтобы насладиться захватывающими панорамами Катунь, долины реки и озера Ая. А сама тропа, закручивающаяся по спирали, оставляет незабываемые впечатления на пути к вершине. Чёртов Палец также привлекает эзотериков, которые считают это место «выходом силы», где люди могут зарядиться космической энергией.

Семинский перевал
Семинский перевал является самым высоким на Чуйском тракте, его высота достигает 1717 метров. На алтайском языке он известен как Дьал-Менку, что переводится как "вечная грива". Этот перевал также служит символическими воротами, отделяющими Северный Алтай от Центрального. На вершине Семинского перевала расположены многочисленные сувенирные лавки и кафе, предлагающие отдых путешественникам. Оттуда открывается прекрасный вид на гору Сарлык, расположенную слева. Несмотря на то, что Семинский перевал считается самым высоким, подъем на него кажется почти незаметным: дорога поднимается плавно, и вы оказываетесь на вершине раньше, чем ожидаете, и без особого труда.
Перевал Чике‑Таман
До начала XX века через этот перевал проходила тропа для лошадей и телег, насчитывавшая 34 крутых и крайне опасных поворота. С тех пор трасса несколько раз перестраивалась, и её современный вариант был открыт в 1984 году. Теперь высота перевала составляет 1295 метров, а количество поворотов на обоих сторонах достигает около 40. Многие утверждают, что с местной смотровой площадки открываются самые захватывающие виды на Чуйский тракт. Отсюда также можно увидеть старый участок дороги через Чике-Таман, который сегодня не используется, и оценить, насколько сложным был этот путь раньше.

Ининский мост
На самом деле здесь два моста. Современный железобетонный мост через Катунь, по которому сейчас проходит Чуйский тракт, был построен в 1970-х годах. Рядом с ним находится его предшественник – уникальное инженерное сооружение, возведенное по проекту молодого инженера С.А. Цаплина в 1936 году. Этот мост был первой подобной конструкцией в СССР: дорожное полотно с каждого берега опиралось на бетонные опоры, а центральная часть подвешивалась на прочных вантах. Перед открытием по нему провели испытания, пропустив колонну из шести автомобилей общим весом около 36 тонн (груз каждого – 6-8 тонн). Сегодня мост закрыт для движения: деревянные настилы пришли в негодность и требуют осторожного обращения. Однако даже с берега он представляет собой впечатляющий объект для фотосъёмки, особенно его эффектные вантовые конструкции.

Чуй‑Оозы
Это место, где встречаются две могучие реки Чуя и Катунь. Мощный поток Чуи врывается в широкую Катунь, создавая захватывающее зрелище, особенно осенью, когда вода Катунь приобретает ярко-бирюзовый оттенок. Напротив места слияния двух рек возвышается гора Баатыр-Таш, что переводится с алтайского как "богатырский камень". Виды отсюда настолько впечатляющие, что у местных жителей даже существует красивая легенда: когда-то давно слияние двух рек настолько поразило богатыря-кочевника, проезжавшего мимо, что он замер от удивления и так и остался, превратившись в скалистую гору.
Каракольская долина
Каракольская долина расположена в самом центре Алтайского горного региона, в Онгудайском районе (618-й километр Чуйского тракта) между Чуйским трактом и Теректинским хребтом. Окружена величественными вершинами. Долина является частью горного массива, высочайшая вершина которого гора Уч-Энмек 2821 метр. Это место является одним из наиболее известных собраний петроглифов (наскальных рисунков) в Горном Алтае - Каракольская Писаница. На плоских участках скал насчитывается более 3750 изображений, а древнейшие из них датируются периодом 6–4 тысячелетия до н.э.

Водопад Ширлак
Другое название водопада Девичьи Слезы. 25-метровый каскад прекрасно виден прямо с дороги. Облако брызг, отполированные водой скалы и гул мощного потока создают завораживающую атмосферу, особенно в теплое время года. Говорят, что вода здесь удивительно вкусная, поэтому многие путешественники увозят её с собой. Наиболее впечатляющим Ширлак становится весной и в начале лета, когда он особенно полноводен. Добраться до водопада можно в любое время года: к нему ведёт тропа, которая находится всего в 50 метрах от дороги. Зимой водопад превращается в массивную ледяную глыбу, на которой часто тренируются альпинисты-ледолазы.

А так же далее по маршруту в сторону села Ташанта просто перечислю самые известные и посещаемые туристами места: Гейзерное озеро, Курайская степь, Ледники Актру, водопад Куркуре, перевал Кату-Ярык, Алтайский Марс, Чуйская степь. 
Чуйский тракт не только известен своей живописной природой, но и стал источником вдохновения для многих художников и поэтов.

1. В Алтайском крае и Республике Алтай популярна песня местного поэта Михаила Михеева, в которой рассказывается о приключениях водителей Кольки Снегирёва и девушки Раи. События песни происходят в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте, где Колька управляет грузовиком «АМО», а Рая — «Фордом». Существует мнение, что у этих персонажей были реальные прототипы. На основе этой песни был снят фильм «Ехали два шофёра», а в сентябре 2014 года на месте предполагаемых событий был установлен мемориальный комплекс из двух автомобилей на постаментах, где также размещены слова песни.

2. Василий Шукшин, уроженец села Сростки, расположенного на Чуйском тракте, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень», действие которого также разворачивается на этой знаменитой дороге.
3. В 2014 году Чуйский тракт был включён в список десяти самых красивых автодорог мира по версии журнала National Geographic Россия. Можно полюбоваться множеством фотографий профессиональных фотографов и любителей.

4. Также Гарик Сукачёв посвятил Чуйскому тракту свою песню "Есть по Чуйскому тракту дорога", которая впервые прозвучала 2 апреля 2018 года на Авторадио.

5. Художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин телеут по происхождению оставил после себя более 600 живописных картин, многие из них посвящены красотам Алтая. Родился в 1870 году в селе Улала. Сейчас это город Горно-Алтайск, в котором находится знаменитый музей Эл-Алтай имени Анохина. Самые известные работы художника: "Хан Алтай", "Катунь весной", "Каракол" представлены в отдельном зале музея.

Путешествие по Чуйскому тракту, одной из самых красивых дорог мира, оставляет неизгладимое впечатление в любое время года. Весной и летом вас окружают яркие краски природы, осенью - контраст золотой листвы и бирюзовой Катуни, а зимой - синее небо и белый снег на вершинах гор.

Чтобы увидеть все достопримечательности легендарной трассы и открыть для себя малоизвестные локации, советуем отправиться в тур по Чуйскому тракту. Эти туры проводятся круглый год, а опытные гиды составляют маршруты так, чтобы путешествие было не только интересным, но и максимально комфортным.
В стоимость экскурсии входит:
- доставка по маршруту с места сбора на комфортабельном авто,
- сопровождение опытным гидом-экскурсоводом,
- трансфер с места окончания экскурсии до места сбора.

Дополнительно можем организовать:
- трансфер к месту сбора.

На экскурсию необходимо иметь:
+ теплая одежда (с утра в горах прохладно, погода в горах переменчива),
+ удобная обувь, желательно непромокаемая и на нескользящей подошве,
+ дождевик (погода в горах переменчивая),
+ солнцезащитный крем и головной убор по погоде,
+ питьевая вода и перекус,
+ индивидуальная аптечка (медикаменты от аллергии, укачивания и при хронических заболеваниях),
+ полностью заряженный телефон или фотоаппарат,
+ хорошее настроение (без него никуда!).

Общая продолжительность экскурсии занимает около 10 часов. Поэтому подготовиться нужно заранее и желательно хорошо выспаться накануне. Если вы хотите посвятить пребывание на Алтае активному отдыху, можно организовать дальнейшую программу на следующие дни например: катание на лошадях с опытным проводником по левому берегу Катуни. А так же есть возможность провести мероприятие 2 в 1, совместить экскурсию с увлекательным рафтингом по Катуни в программе Сплав по Катуни с заходом на Камышлинский водопад
В стоимость экскурсии входит:
- доставка по маршруту с места сбора на комфортабельном авто,
- сопровождение опытным гидом-экскурсоводом,
- трансфер с места окончания экскурсии до места сбора.

Дополнительно можем организовать:
- трансфер к месту сбора.

На экскурсию необходимо иметь:
+ теплая одежда (с утра в горах прохладно, погода в горах переменчива),
+ удобная обувь, желательно непромокаемая и на нескользящей подошве,
+ дождевик (погода в горах переменчивая),
+ солнцезащитный крем и головной убор по погоде,
+ питьевая вода и перекус,
+ индивидуальная аптечка (медикаменты от аллергии, укачивания и при хронических заболеваниях),
+ полностью заряженный телефон или фотоаппарат,
+ хорошее настроение (без него никуда!).

Общая продолжительность экскурсии занимает около 10 часов. Поэтому подготовиться нужно заранее и желательно хорошо выспаться накануне.

Если вы хотите посвятить пребывание на Алтае активному отдыху, можно организовать дальнейшую программу на следующие дни например: катание на лошадях с опытным проводником по левому берегу Катуни. А так же есть возможность провести мероприятие 2 в 1, совместить экскурсию с увлекательным рафтингом по Катуни в программе Сплав по Катуни с заходом на Камышлинский водопад

Фирма Каракол-Тур
занимается экскурсиями, конными прогулками и сплавами по Катуни в Горном Алтае с 2014 года. Разрабатываем и организуем самые интересные маршруты вдали от цивилизации. Вы сможете насладиться истинной природой Алтая и привезти из поездки гигабайты уникальных фото и видео с локаций. Большое внимание уделяется качеству услуг и безопасности экскурсионных маршрутов. Все инструкторы, гиды и водители имеют должную квалификацию и многолетний опыт работы с туристами. 

Записаться на любую экскурсию, сплавы и конные прогулки можно по телефону
+79130108545, а так же оставить заявку на сайте или написать нам в мессенджеры: Telegram, WhatsApp.
Укажите дату поездки и количество человек
Забронировать
Контакты и как нас найти
649234, Республика Алтай, с. Элекмонар, ул. Молодёжная, д.30 (ищите нас в 2gis по ссылке) или воспользуйтесь Яндекс картой.
Приём заявок по телефону ежедневно с 8:00 до 22:00
Приём заявок на сайте круглосуточно
Образец договора

ИП Захаров С.С.   ОГРНИП 314547601400068
© Каракол-Тур 2014-2025
Наверх